Рождение сверхновой «Звезды»

«Роснефть» создает на базе судоверфи «Звезда» новое предприятие — Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Компания не так давно присоединилась к проекту, но уже нашла потенциального инвестора и решает вопрос о государственной поддержке проекта.

На гражданской службе

Дальневосточный судостроительный кластер создается по поручению президента России на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), его ядром станет новый судостроительный комплекс «Звезда» в г. Большой Камень. Проект предусматривает масштабное новое строительство производственных корпусов, также планируется использовать и существующие мощности завода.

Одним из преимуществ завода «Звезда», благодаря которому он был выбран как плацдарм для создания кластера, является то, что это действующее предприятие, выполняющее государственный оборонный заказ, с мощностями, стоимость которых оценивается в 5,5 млрд рублей. Также новая судоверфь «Звезда» сможет воспользоваться технологиями, ресурсами и базой Морского института ДВГТУ. Но, вероятно, главная причина в том, что верфь с сухим доком располагается вблизи маршрутов транспортировки нефти и газа, что позволит построенным судам без дополнительных перегонов сразу включаться в работу.

Начинало проект ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), но за почти пять лет — с 2010 года — эта компания не смогла найти инвестора. В этом еще в апреле признавался журналистам руководитель ОСК Алексей Рахманов. По его словам, изначально было понятно, что частных денег найти под этот проект практически невозможно: «Поэтому мы отдавали себе отчет, что государство, наверное, в этом должно участвовать». В результате компания, по данным Счетной палаты, с 2010 года потратила к концу 2014 года на «Звезду» 20,6 млрд рублей — преимущественно из средств краткосрочных займов, притом что в 2013 году проект оценивался в 111 млрд рублей.

Затем к созданию кластера было решено привлечь консорциум компаний ОАО «НК «Роснефть»» и ОАО «Газпромбанк» (в лице совместного предприятия ЗАО «Современные технологии судостроения»). 21 июля 2014 года президент РФ подписал указ о продаже контрольного пакета (75% минус две акции) ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (на 100% принадлежало ОСК) ЗАО «Современные технологии судостроения». Оперативное управление ДЦСС перешло к компаниям, наиболее заинтересованным в создании офшорной техники для освоения шельфа. К настоящему моменту консорциум завершил вхождение в ДЦСС. И, похоже, смог найти и частного инвестора, и федеральные средства.

Во время встречи с главой правительства Дмитрием Медведевым 14 августа глава «Роснефти» Игорь Сечин пообещал, что о ходе создания кластера и переговорах с зарубежными партнерами будет рассказано 3-5 сентября во время Восточного экономического форума. Но многое понятно уже сейчас.

Судостроительный комплекс «Звезда» станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тыс. тонн металла в год. Проект реализуется в три очереди: первая обеспечит строительство среднетоннажных судов и морской техники, на втором этапе будут введены в эксплуатацию сухой док и производственные цеха полного цикла для производства крупнотоннажных судов и морской техники, включая танкеры и танкеры-газовозы высокого ледового класса и буровые платформы различных типов. Реализация третьей очереди подразумевает запуск производства офшорного судостроения в бухте Пяти Охотников. По завершении строительства СК «Звезда» будет выпускать танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы до 250 тыс. куб. м, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементы морских платформ и другие виды морской техники.

Голландия и Южная Корея

Нынешнее состояние дел и перспективы проекта обсуждались на совещании 2 июля в Большом Камне с участием председателя правления ОАО «НК «Роснефть»» Игоря Сечина, министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, губернатора Приморского края Владимира Миклушевского. Констатируя завершение вхождения «Роснефти» и Газпромбанка в ДЦСС, председатель правления ОАО «НК «Роснефть»» Игорь Сечин отметил: «С этого момента наша задача — активизировать работу по реализации проекта». Присутствовали и представители потенциального инвестора — голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group. У голландцев огромный опыт в судостроении: в год компания производит около 160 судов на 32 верфях по всему миру (Голландия, Польша, Румыния, Китай, Дубай, Сингапур, Куба, ЮАР), оборот компании — около €2 млрд.

Эксперты между тем полагают, что с технологической точки зрения оптимальным партнером могли бы стать южнокорейские компании, которые производят лучшие в мире газовозы. У Южной Кореи есть интересные собственные технические разработки, для корейских компаний характерна высокая технологическая дисциплина, говорит ведущий эксперт Союза нефтепромышленников, гендиректор «ИнфоТЭК-Терминала» Рустам Танкаев.

Инвесторы, которые согласятся войти в проект, будут работать на новых условиях, которые формируются в рамках действующего закона о территориях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и создаваемого свободного порта Владивосток. По словам министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, «создаются меры, направленные на снижение рисков и увеличение доходности инвестиций». «Наша работа — быть суверенным защитником инвестора, действуя в интересах развития экономики и территории. Общая формула — большой российский рынок плюс благоприятные условия инвестирования в обмен на создание производства в России», — пояснил господин Галушка.

Технологическим консультантом по проекту уже выступает германская компания IMG Ingenieurtechnik und Maschinenbau GmbH, занимающаяся разработкой и реализацией проектов по перевооружению и модернизации производств в судостроении, машиностроении, изготовлении металлоконструкций.

Скорее всего, к проекту будут привлечены и совместные предприятия «Роснефти» с компанией General Electric — Rig Research Pte Ltd., которая является одним из мировых лидеров по внедрению энергоэффективных решений в различных отраслях, и стопроцентная «дочка» совместного предприятия прикладной инженерный и учебный центр «Сапфир», базирующийся в Петербурге.

Суверенное судостроение

По состоянию на сегодняшний день в ДЦСС начато создание инжинирингового центра, который сначала будет заниматься разработкой рабочей конструкторской документации и технологической подготовкой производства. В дальнейшем его задачей будет проектирование судов и морской техники полного цикла, в том числе арктического класса. Уже сформирована структура центра, проработан механизм кооперации с российскими и зарубежными конструкторскими организациями по его запуску.

С точки зрения технологической, по мнению господина Танкаева, СК «Звезда» пойдет не по «китайскому» пути развития, когда копируются существующие, например, американские технологии, а затем в них вносятся корректировки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Российские судостроители при создании кластера будут использовать собственные разработки, предполагает эксперт и отмечает, что это однозначно лучше, так как позволит создавать суперсовременную технику для разработки шельфа, а не натыкаться на ошибки и недочеты старой. Эти технологии, по мнению господина Танкаева, будут и разрабатываться, и использоваться параллельно с Дальневосточным и Мурманским судостроительными кластерами.

Строительство судоверфи «Звезда» — это импортозамещение в самом широком смысле слова, отмечает Рустам Танкаев: создание отечественного оборудования для освоения арктического шельфа сегодня просто необходимо отрасли в целом и «Роснефти» в частности для развития своей сырьевой базы.

Василий Богоявленский, заместитель директора Института проблем нефти РАН, говорит о том, что проект создания судостроительного кластера на Дальнем Востоке на базе судоверфи «Звезда» — это в хорошем смысле возвращение в 1980-е годы, когда был совершен первый прорыв в освоении шельфа. Тогда еще в условиях плановой экономики все было по-другому, вспоминает эксперт, но именно с 1980 по 1992 год были достигнуты серьезные успехи в этом направлении. Первые суда и оборудование закупались за рубежом, но уже через пять лет СССР начал производить собственные буровые установки, которые не уступали лучшим мировым образцам. В частности, построенная тогда Мурманская буровая установка сейчас успешно работает во Вьетнаме, где для освоения шельфа создано совместное российско-вьетнамское предприятие.

В последние годы, в том числе из-за мирового экономического кризиса, мы потеряли практически все, что было создано, рассказывает господин Богоявленский. Тем не менее теперь, конечно, не совсем с нуля начинаем, как в 1980-е. Однако сейчас, по его словам, есть серьезная проблема с кадрами, которой не было в советские годы. Но несмотря на возможные трудности, заместитель директора Института проблем нефти считает, что года за два-три вполне можно наладить производство собственного оборудования для освоения шельфа, в частности, буровых установок, газовозов. «Нужны воля, средства и целеустремленность, — отмечает господин Богоявленский. — Мы должны, как ледокол, идти вперед, тогда все получится. Во Вьетнаме смогли это сделать, значит, и у нас сможем».

Остается самый сложный вопрос — финансовый. ОСК потеряла контроль над судоверфью «Звезда» и ДЦСС главным образом из-за отсутствия должного финансирования. Всего для создания современного судостроительного комплекса «Звезда», который станет основным поставщиком техники для шельфовой добычи в Арктике, требуется 145,5 млрд рублей (по данным Агентства нефтяной информации, такие цифры содержатся в материалах, подготовленных к заседанию Государственной комиссии по вопросам развития Арктики).

«Роснефть» подала заявку на выделение из ФНБ 89 млрд рублей на проект создания судостроительного и промышленного кластера на базе судостроительного комплекса «Звезда». Данная сумма составляет 50% от стоимости проекта, что, по мнению компании, соответствует параметрам выделения средств из ФНБ.

Необходимость государственной поддержки СК «Звезда» вызвана высочайшей важностью проекта и его значением для страны в рамках реализации стратегической задачи по импортозамещению производства судов и сложной морской техники, остро необходимых для развития российских шельфовых проектов. Реализация данного проекта позволит не только сформировать новый промышленный кластер на Дальнем Востоке, но и будет иметь значительный мультипликативный эффект для целого ряда смежных отраслей. При этом иностранный инвестор не снимается с повестки дня и вопрос об использовании заемных средств пока окончательно не решен.

С инфраструктурой вопрос, похоже, решится легче, чем с финансовой поддержкой: в правительстве существует намерение переложить эти инвестиции с организаторов проекта на плечи субъектов естественных монополий: «Газпрома», «Транснефти», ФСК ЕЭС и РЖД — за счет их программ инвестирования. Об этом свидетельствует письмо врио гендиректора ДЦСС Владимира Цыбина в Минвостокразвития, выдержки из которого публиковали информационные агентства.

На данный момент источники финансирования для создания инженерной и социнфраструктуры, необходимой для реализации проекта, согласно письму господина Цыбина, пока окончательно не определены. Однако вряд ли это серьезно помешает процессу создания судостроительного кластера, учитывая его стратегическую значимость по импортозамещению и пристальное внимание к региону со стороны президента и правительства. Скорее всего, «инфраструктурная» проблема будет решена уже в ближайшее время.

Как заявил глава компании Игорь Сечин, «Роснефть» не ожидает удовлетворения всех заявок на финансирование проектов из ФНБ в полном объеме из-за кризиса, рассчитывает на поддержку только проекта по строительству судоверфи «Звезда». Глава «Роснефти» подчеркнул, что компания попросила правительство рассмотреть возможность оказания поддержки проекту строительства центра морской техники «Звезда»: «И на этом мы могли бы ограничиться по возможному использованию средств ФНБ».


Ольга Кучерова

 

Оставьте первый комментарий на "Рождение сверхновой «Звезды»"

Оставить комментарий

Национальная карточная стройка

Благодаря санкциям заложен фундамент отечественной платежной системы. Но чтобы российская банковская карта смогла на равных конкурировать со старейшими игроками мирового...

Закрыть