Приморье готово к роли туристского хаба

В 2015 году Приморский край принял более 2 млн туристов, четверть из которых – иностранные гости. Это самые высокие показатели в ДФО, и по итогам нынешнего года они обещают быть еще более внушительными: это связано и с введением в действие упрощенного визового режима в Свободном порту Владивосток, и с новой масштабной ролью, что готова примерить на себя приморская территория.

О том, что это за роль, согласны ли с этим другие субъекты ДФО и каких показателей от туризма ждет краевая власть, рассказал вице-губернатор Приморского края Сергей НЕХАЕВ.

— Сергей Викторович, тенденция импортозамещения в туристической отрасли края налицо. Насколько готов к этому край и на кого ориентируется в большей степени – на иностранных или отечественных туристов?

— Действительно, статистика и внутреннего, и въездного турпотоков говорит о том, что предпринимаемые и приморской властью, и турбизнесом действия оказываются эффективными. Другое дело, что до сих пор приходится сталкиваться с достаточно упрощенным взглядом на туризм. Будет турпоток – будут и новые отели, говорят некоторые коллеги из гостиничной сферы. Будет инфраструктура, средства размещения – будет и поток, — возражает турбизнес. Хотите увеличить число туристов — нужно срочно разрабатывать бренд региона, иначе мы упустим время, —  настаивают представители маркетинговых и рекламных агентств. На самом деле работы – сложной, комплексной и многоаспектной — предстоит еще много, и многие вещи необходимо делать просто параллельно.

Сегодня Приморье готовится к новой ответственной роли — стать дальневосточным туристским хабом, откуда туристские потоки будут распределяться по всему региону. И с этим согласны и другие субъекты ДФО — ситуация, когда каждая территория перетягивала одеяло на себя, уже в прошлом. Все с нетерпением ждут 1 июля, когда начнет действовать упрощенный визовый режим посещения Свободного порта Владивосток. После того как он будет опробован на двух пунктах пропуска — в Международном аэропорту Владивостока (Кневичи) и в Морском пассажирском терминале, — эта практика должна быть распространена на все пятнадцать КПП Приморья.

Что же касается того, на какие потоки мы ориентируемся, то мы заинтересованы как в иностранных, так и в отечественных туристах, особенно – в повторных. Ведь всерьез о развитии отрасли можно говорить в том случае, когда 70% гостей возвращаются на территорию во второй, третий раз.

Край к этому готов. Средняя загрузка гостиничного фонда Владивостока в 2015 году – 48-49%, в то время как в Санкт-Петербурге, например, этот показатель составляет около 80%. Поэтому потенциал у Приморья есть, но есть и своя специфика: у нас сравнительно короткое лето, а значит, короткий туристический сезон, и структура турпотока очень неравномерна в течение года, что мешает развитию отрасли. Когда за резким всплеском туристской активности наступает спад – ни о какой экономической эффективности не может быть и речи. Есть примеры очень удачных круглогодичных бизнес-моделей — например, ориентированные не только на летний сезон, но и на межсезонье — комплексы отдыха «Теплое море», «Маяк». Очень удачным и перспективным проектом считаю спортивный туристический кластер «Приморское кольцо», который развивает Виталий ВЕРКЕЕНКО. Правда, такие проекты требуют значительных средств, а у нас пока  дефицит инвесторов, которые бы всерьез и в долгую подходили к этому направлению.

Можно ли повлиять на сезонность? Можно. И мы уже это делаем, стараясь с помощью событийных мероприятий более равномерно распределить турпоток, рекомендуем коллегам из туристической сферы проводить крупные мероприятия не в августе-сентябре, когда в край и без того активно едут туристы, а в межсезонье. Да, этот процесс небыстрый, сложный, но работа в этом направлении ведется.

При этом мы не забываем о качестве туристических услуг, и внимательно относимся к   внешней оценке. Более того, в этом году Приморский региональный союз туриндустрии привлечет в Приморье профессиональных покупателей — крупных туроператоров России и стран АТР, — которые смогут протестировать турпродукты приморских компаний, оценить состояние инфраструктуры, встретиться с собственниками объектов показа, мест размещения и т.д. Это беспрецедентная программа для регионов России, до настоящего времени это практиковалось лишь в Москве и Санкт-Петербурге, но теперь к ним не побоялось присоединиться и Приморье.

— Если рассматривать туризм с точки зрения вклада в ВРП, то каких показателей ждет от отрасли краевая власть?

— Начну с того, что пока, к сожалению, Министерство культуры, которому подчиняется Ростуризм, и Росстат не пришли к соглашению по поводу технологии подсчета туристов. Сфера мультипликативная, и единой методики оценки нет. Поэтому мы, пытаясь определить показатели въездного потока, ориентируемся на статистику пограничной службы (хотя и она весьма условна: иностранные туристы могут прилететь из Москвы или других регионов), на данные гостиничного бизнеса, но это все не дает картины в целом. Я уже не говорю о внутренних туристах, посчитать которых еще сложнее.  Поэтому на сегодняшний день вклад гостиничной и туристической сферы в ВРП оценивается на уровне 1,8%, а совокупный, хотя и очень приблизительный, – 5,7%. Но прямой экономический эффект от отрасли, думаю, все-таки больше.

Дело в том, что пока нет четкой статистической методики —   нет и формы оценки мультипликативного экономического эффекта от туризма в экономику региона, а такая оценка нужна, она являлась бы обоснованием выделения бюджетных средств в туристическую сферу.  Возьмем, к примеру, игорную зону, на инфраструктуру для которой было выделено 620 млн рублей, в то время как уже в первый объект было вложено более $200 млн долларов иностранных инвестиций, и уже в 2016 году краевой бюджет получит 450 млн рублей налоговых отчислений. Налицо высокая эффективность бюджетных вложений: на 1 рубль пришло 14 рублей внебюджетных инвестиций, а выделенные краевые средства будут компенсированы налогами уже в первый год работы объекта.

— Насколько актуальна озвучиваемая приморскими туроператорами проблема нелегального китайского турбизнеса на территории Приморья?

— На самом деле никакой нелегальной деятельности нет. Все происходит в рамках действующего закона, работа ведется по межправительственному соглашению. И это не китайские компании принимают туристов, юридические лица – исключительно российские предприятия, которые, в свою очередь, сотрудничают с китайскими партнерами. Запретить им с ними работать мы не можем, да это было бы и неправильно: туризм – экономическая отрасль, и экономическую свободу конкуренции никто не отменял.

Более того, на мой взгляд, это процесс ожидаемый. Раньше большинство туркомпаний были нацелены на очень упрощенный вид деятельности, в качестве агента: продали тур, заплатили туроператору, отправили туристов, и все. Отрасль в основном работала на выезд, и многие ее игроки успели забыть о том, что такое туризм в чистом виде — организация приема, разработка маршрутов, работа с гидами и т.д. Разворот к въездному туризму заставляет бизнес перестраиваться, но не все к этому оказываются способны. За туристов надо бороться, повышать качество услуг, снижать стоимость, внедрять новые сервисы.

При этом мы, со своей стороны, не оставляем вопрос без внимания. И сегодня, когда остро назрел вопрос квалификации гидов – не только китайских, но и наших, приморских,  работаем над внедрением системы обязательной сертификации гидов-экскурсоводов.

— А как относитесь к тому, что туристов из Поднебесной влечет к нам, прежде всего, шопинг?  Следует ли переключить их внимание на туризм в чистом виде или для территории, по большому счету, это не важно?

— Конечно же, важно, и мы работаем в этом направлении, привлекая «истинных туристов». Буквально на днях говорили об этом с вице-губернатором провинции Цзилинь г-ном Суй Чжунчэном. Граничащий с Приморьем китайский регион заинтересован в том, чтобы развернуть поток туристов из центрального Китая через себя на российский Дальний Восток, и мы хотим, чтобы Владивосток, используя преимущества СПВ, стал въездными воротами для иностранных туристов в нашу страну.

— Краевой госпрограммой развития туризма предусмотрены серьезные меры поддержки приморского бизнеса, заинтересованного в развитии туристско-рекреационного комплекса Приморья.  Насколько активно бизнес пользуется этой возможностью? 

— По крайней мере, определенная активность с его стороны есть, все ждут первых прецедентов финансовой поддержки бизнес-инициатив. Сегодня в крае сразу три проекта, получивших одобрение Ростуризма, — автокластер «Изумрудное кольцо» и туристско-рекреационные кластеры «Приморское кольцо» и «Пидан» — находятся на стадии включения в ФЦП: собирается необходимая документация, проводится ее экспертиза. И мы вместе с бизнесом также делаем первые шаги в этом направлении.

 — Второй Тихоокеанский туристский форум получил всероссийский статус. Что это дает мероприятию и Приморью в целом?

— Новый статус позволяет привлечь на площадку форума ключевых экспертов федерального уровня и, что еще более важно, дает аккумуляцию регионов, которые соберутся на его площадке, — не только дальневосточных, но и из Центральной России. Приморье, как я уже говорил, может и готово стать тем «лифтом», который поднимет туристов на различные «этажи» ДФО, используя в том числе преимущества Свободного порта Владивосток. Кроме того, форум позволит еще более укрепить связи с другими территориями региона. Так, в рамках нескольких туристических кластеров мы уже рассматриваем предложения якутских коллег по созданию инфраструктурных проектов.

— Какой туробъект или достопримечательность края может стать или уже является брендом туристического Приморья, на ваш взгляд?

— Сложно сказать. Мы вновь возвращаемся к началу нашего разговора: что первоначально – турпоток, инфраструктура или бренд? Можно придумать любой образ, красиво его подать и в конечном счете заманить туриста, который, приехав, столкнется с отсутствием транспортной доступности, люксовых мест размещения, заявленного в рекламном ролике сервиса и больше ни за что не вернется. Бренд — это не просто универсальная картинка, это сочетание множества различных характеристик территории: от качества дорог до меню в ресторанах на разных языках.  Это картинка с обратной связью из реальности.  Создание бренда – процесс небыстрый, на это могут уйти годы, если не десятилетия. Перспективных объектов показа в крае много, время и популярность среди туристов в любом случае выкристаллизуют наиболее сильные из них.

— Не могу не спросить о вашем любимом месте отдыха в Приморье.

— Из-за высокой занятости отдыхать получается только летом на море, причем, где именно, не так уж важно. Это может быть и Шамора, и острова, и побережье Ольги, где море холодное, но очень чистое.

К счастью, Приморью очень повезло с таким мощным природным ресурсом, которого хватает на всех – и на жителей края, и на туристов.

 

Оставьте первый комментарий на "Приморье готово к роли туристского хаба"

Оставить комментарий

Инвестиции в «Приморье-1» и «Приморье-2» составят 300 млрд рублей

Стоимость международных транспортных коридоров (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2" составит около 300 миллиардов рублей до 2030 года, сообщил журналистам глава Минвостокразвития Александр Галушка. По...

Закрыть