Новый общественный транспорт

Крупные города восстали против машин. Вопрос: что делать? Не все хотят пересаживаться на общественный транспорт, сколько бы городские власти ни уговаривали и ни заманивали красотой и разнообразием станций метро. Ответ: дешевое такси и каршеринг.

Последний поможет пользователю сэкономить до 70% по сравнению с владением личным авто. Работает система сродни городскому велосипеду: нашел свободный, доехал, бросил. Отпадают: бензин, страховка КАСКО, амортизация, налоги, парковка и прочее. Оплачивается только время пользования машиной. Есть и расчетная цифра: если в год вы не накатываете свыше 16 тыс. км, есть смысл обратить внимание на каршеринг. Завязанная на новые технологии, эта услуга теперь у каждого — в кармане.

В Москве уже работают несколько небольших компаний со схожей моделью, а год назад свой сервис «Делимобиль» запустило и московское правительство. Интересно разобраться с цифрами у частных игроков. YouDrive, например, за год вырос с 10 машин до 120. В планах с августа наращивать парк. Пока конкуренция не острая и все еще остается пространство для входа.

Как это работает

Перед началом пользования автомобилем каждый из существующих сервисов предложит примерно одну и ту же схему — скачать приложение на смартфон и зарегистрироваться: для этого потребуются права, паспорт, банковская карта. Всё. Интерактивная карта покажет ближайший свободный автомобиль. В случае с YouDrive это будет компактный «Смарт», и искать такую машину нужно в пределах Садового кольца. Выезжать можно и дальше, но закончить аренду — пока только так: «Мы делаем ставку на центр, мы не хотим расширяться до МКАДа — считаем, что в центре еще очень много нашей аудитории. И конечно, наша задача в том, чтобы машина была очень близко всегда. Поэтому мы немножко ограничены территориально. „Смарт“ можно везде припарковать, вообще везде. С этим нет никаких проблем. Соответственно, это удобно, и все-таки это „Мерседес“: он хорошо сделан, он качественный внутри, у него стеклянная крыша и не создается ощущения, что ты в маленьком пространстве. На нем приятно ездить кому угодно. И экономически выбор этой модели — удачное решение. За три года она амортизируется на 50 процентов. Потом мы их будем продавать», — объясняет Борис Голиков.

Итак: выбираете на карте приложения ближайшую машину, нажимаете «Забронировать». И идете ее искать. Бесплатная бронь действует в течение 20 минут, тогда же можно ее и отменить (бесплатно — до трех раз в сутки, потом штрафуют на 500 рублей). После включается тариф «Парковка»: полтора рубля минута. Подходите к авто и нажимаете «Открыть машину». Ваш смартфон отправляет команду на сервер YouDrive, тот отсылает сообщение в машину (в ней стоит GSM-трекер) — всё с помощью интернета. Дверь разблокируется, а тариф автоматически сменится на «Использование»: восемь рублей за минуту. Ключа нет — жмете на кнопку. Страховка и бензин входят в стоимость. Городская администрация такие сервисы приветствует — парковка льготная.

Из автомобиля можно выйти, не прекращая аренды, при этом необходимо заглушить двигатель, закрыть двери и в мобильном приложении нажать кнопку «Закрыть машину». В этом случае автомобиль автоматически ставится на тариф «Парковка». Открыть автомобиль можно при помощи мобильного приложения. Когда приехали к месту назначения, и если оно в пределах разрешенной зоны (отмечена зеленым в приложении на карте), можно сделать выбор: закончить аренду или оставить машину на какое-то время за собой — при неработающем двигателе снова включается тариф «Парковка». В первом случае — всё, вы больше за нее не ответственны, двери для вас блокируются, машина ставится на охрану и обозначается на карте как свободная. Не хотите возвращаться в центр — есть еще функция «Передать автомобиль»: если в этом районе не найдется претендентов на него, ваша аренда продолжится на тарифе «Парковка» или — с 20.00 до 8.00 — «Ночевка».

Его история

«Я работал в ИТ-компании, и одним из наших проектов был автомобиль: мы писали обзоры — отмечали появление новых моделей. Многие производители, дилеры давали нам машины на тест-драйв. И я через какое-то время продал свою машину, потому что фактически не ездил на ней. Потом уволился, снова озаботился приобретением автомобиля, хотя понимал, что он мне реально нужен один-два раза в неделю. Начал смотреть варианты аренды. Мне показалось, что все очень дорого», — вспоминает Борис.

«Начал смотреть, что происходит. Почему у нас настолько неразвита и непопулярна аренда, когда во всем мире люди арендуют автомобили. Наткнулся на компанию ZipCar (компания предоставляет услуги краткосрочной аренды автомобилей. Основана в 2000 году в Кембридже, США. — „Эксперт“). Посмотрел на их капитализацию, на сделку с Avis (три года назад прокатный гигант Avis купил стартап ZipCar за 500 млн долларов. — „Эксперт“). И подумал: почему нет», — добавляет предприниматель. Тогда, в 2015-м, он оказался на еще микроскопическом российском рынке фактически вторым игроком. Купили десять машин: компания была новая, и в лизинг бы, например, их никто не дал. За три месяца написали приложение, софт. Не переделывали, поскольку уж в этой части Борис разбирался досконально: «Я вообще считаю, что YouDrive — это ИТ-компания. То есть для нас автомобиль как бумага в офисе издательства».

Первые автомобили поехали летом 2015-го. Рекламой, говорит Борис, я не занимался — напечатал пост у себя в Facebook, кто-то перепостил. Наглядной рекламой оказались машинки с маркировкой и выходящие из них люди. «Сейчас мы бы купили еще машин, но ждем новую модель, которую „Смарт“ выпустил. С августа будем наращивать парк: план каждый месяц 50 процентов», — говорит основатель YouDrive. Над проектом сейчас работают 12 человек. Бухгалтерия, юрист, маркетинговый отдел, технический директор, финансовый, управляющие парком. Средняя зарплата — 100 тыс. рублей. Основные траты проекта — банковские услуги (в частности, лизинг). «При ставке рефинансирования 11 процентов стоимость денег съедает очень много», — говорит Борис. Средний чек поездки около 300 рублей. Сейчас парк состоит из 120 автомобилей. При этом на раунде инвестирования, спустя всего пять месяцев работы, YouDrive был оценен инвесторами в 220 млн рублей. Поэтому можно твердо заявить, что новый общественный транспорт состоялся.

Оставьте первый комментарий на "Новый общественный транспорт"

Оставить комментарий

Приоритеты частному инвестору

А. ГАЛУШКА: ЛЮБОЙ ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ПОЛУЧИТ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ПОДДЕРЖКУ. Постановление о внесении изменений в методику отбора и поддержки...

Закрыть