Проекты, которые реализуются на территории Приморья, ставят новые задачи перед органами исполнительной власти — слишком глобальные и уникальные, чтобы решать их в рамках «одного кабинета». Для успешной реализации этих задач необходим инструмент, который обеспечил бы взаимодействие всех ответственных структур и полный контроль над ситуацией. Именно таким инструментом является департамент проектного управления администрации Приморского края, или, говоря языком проектной методологии, проектный офис. О том, как сегодня продвигается его работа, «К» рассказала и. о. директора департамента Кристина Шувалова.
— Кристина Петровна, проектное управление в бизнесе является давно устоявшейся практикой. А какова его роль в органах власти? И чем оно отличается от текущей процессной деятельности?
— Текущая, или процессная, деятельность предполагает типичные повторяющиеся работы — например, при подготовке какого-либо нормативно-правового акта, выполнении поручений, предоставлении государственных услуг и т. д.
Однако в последнее время перед регионами президентом России и председателем правительства ставятся задачи принципиально другого уровня. Современные вызовы требуют нового подхода к реализации уникальных проектов, например, территорий опережающего развития. Наша задача — создать инструмент, который обеспечивал бы системный подход к реализации новых проектов. Таким инструментом является проектное управление, внедряемое в органах исполнительной власти в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края».
— Какие задачи выполняет департамент проектного управления?
— Департамент проектного управления Приморского края выполняет функции проектного офиса, т. е. отвечает за методологию процесса в целом — разработку нормативных правовых актов и регламентов, типовых форм проектных документов, организацию работы проектного комитета, координацию проектных команд, консультативную поддержку всех участников проектной деятельности, сопровождение проектов.
Проектный офис — это прежде всего координирующий орган, призванный наладить кросс-функциональное взаимодействие участников проектной деятельности. Например, ТОРы. В создании инфраструктуры для них (примечание: зона ответственности Приморского края — коммунальная и дорожная инфраструктура) задействовано большое количество участников разного уровня — органы исполнительной власти, краевые организации. Наша задача — сопровождение проекта от формирования команды и разработки проектных документов до его завершения — ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры.
Если коротко, суть проектного подхода состоит в тщательном планировании и контроле за реализацией проекта. Для этого разрабатываются планы контрольных событий — основные события (вехи) проекта, которые детализируются в планах-графиках и оперативных планах работ. За каждое мероприятие отвечает конкретный исполнитель, а за проект в целом — руководитель проекта. Такое детальное планирование обеспечивает прозрачность и позволяет нам предвидеть риски срыва мероприятий и проекта в целом и своевременно принимать меры по управлению ими. Если в плане, допустим, указано, что сроки истекают 31 числа, а напротив — конкретная фамилия, то этот человек приложит все усилия для своевременной реализации мероприятия — будет обеспечена полная прозрачность процесса.
Сегодня каждый проектный шаг документируется на бумаге, в дальнейшем это будет происходить в государственной информационной системе «Управление проектами в Приморском крае», которая находится в разработке. Эта система позволит в режиме реального времени отслеживать реализацию проекта на каждом этапе всем участникам проектной деятельности, от губернатора Приморского края до исполнителей.
— Есть ли уже накатанная нормативно-правовая траектория для внедрения проектных подходов? И как продвигается работа с НПА на региональном уровне?
— Во-первых, на федеральном уровне разработаны четыре ГОСТа по проектному управлению. Во-вторых — методические рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации и Агентства стратегических инициатив, адаптированные именно для государственных органов власти с учетом существующих законодательных ограничений.
Что касается краевых нормативных правовых актов. В настоящее время департаментом разработан пакет соответствующих документов, в том числе проект постановления администрации Приморского края «Об утверждении положения «Об управлении проектами в Приморском крае». В ближайшее время мы ожидаем его подписания губернатором Приморского края. Это будет своего рода «проектный кодекс» который, помимо закрепления понятийного аппарата, позволит каждому участнику проектной деятельности определить свою роль и функции в проекте.
— Если говорить об улучшении инвестиционного климата, в Приморье эта задача поручена отдельной структуре — функциональному проектному офису. Почему было принято такое решение?
— В методологии проектного управления Национальный рейтинг мы рассматриваем как программу. То есть как организационную структуру, состоящую из семи проектов по группам показателей Нацрейтинга: «Земельные ресурсы и недвижимость», «Трудовые ресурсы и образование», «IT-инфраструктура», «Энергетика», «Транспорт», «Строительство», «Предпринимательство и инвестиции». Реализация каждого проекта заключается в разработке дорожных карт профильными департаментами, обсуждении с бизнесом и экспертами мероприятий каждой дорожной карты и их выполнении в установленные сроки с достижением установленных KPI.
Основная цель разрабатываемой программы — создать комфортные условия для ведения бизнеса в Приморском крае. И успех зависит в первую очередь от качества обратной связи. Для нас важны предложения бизнеса по повышению эффективности процедур, предоставляемых услуг, изменению административных процессов.
— Что является ключевой структурой программы?
— Им является функциональный проектный офис — Инвестиционное агентство Приморского края — площадка для диалога бизнеса и власти. Основная задача — взаимодействие с бизнесом, экспертным сообществом при разработке дорожных карт по каждому из семи направлений, получение обратной связи о качестве выполнения мероприятий дорожных карт и координация всех участников программы.
Уже прошли обсуждения всех семи дорожных карт. В функциональный проектный офис поступило порядка 300 предложений от бизнеса, которые сейчас рассматриваются руководителями проектов (директорами профильных департаментов) для включения в дорожные карты. И только после дополнения дорожных карт предложениями экспертов они будут представлены на утверждение губернатору Приморского края.
— Какими проектами занимается ваш департамент сегодня?
— Координатором проектной деятельности вице-губернатором Приморского края Сергеем Нехаевым утвержден реестр пилотных проектов для апробации инструментов проектного управления в 2016 г. Прежде всего, это проекты по созданию инфраструктуры двух территорий опережающего развития — «Надеждинская» и «Михайловская». Следующий проект, о котором я уже говорила, — повышение инвестиционной привлекательности Приморья в формате Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. И еще один event-проект — «Организация Второго Тихоокеанского туристского форума». Все четыре проекта имеют свою специфику и позволяют нам максимально полно применять проектные методики.
— Проектное управление сегодня внедряют многие субъекты РФ. Можно ли сказать, что Приморье является одним из лидеров среди них?
— Есть регионы-лидеры, которые приступили к внедрению проектного подхода еще 5–7 лет назад. Эту функцию у них выполняют подразделения какого-либо органа власти. В Приморье губернатором края принято решение о создании отдельного специализированного органа исполнительной власти, задача которого — системное внедрение всех элементов проектного управления: методология, информационная система, управление проектными компетенциями и мотивацией. Аналогичный подход еще только в Ханты-Мансийском округе. И могу сказать, что многие наши коллеги из регионов по-хорошему завидуют такому комплексному решению.
Сейчас мы проходим этап становления проектной культуры в органах исполнительной власти Приморского края. Требуется определенное время, чтобы перестроить устоявшееся мышление государственных гражданских служащих, изменить принципы работы — от вертикальной субординации до командной работы в «горизонтальной плоскости». В этом году мы закладываем фундамент проектного управления в Приморском крае и создаем первые истории успеха в реализации проектов, подтверждающие на практике эффективность проектных методик.
Оставьте первый комментарий на "Новые задачи требуют нового подхода"