Порто-Франко


porto_franko


Выступая с посланием Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным облегченным таможенным режимом, напомнив, что такая возможность предусмотрена в отношении Севастополя и других портов Крыма.

Термин «порто-франко» имеет итальянские корни и обозначает «приморскую гавань, пользующуюся правом беспошлинного ввоза заграничных и туземных товаров». В мировой истории режим порто-франко отмечается уже с середины XVI века в таких портовых городах как Генуя, Венеция, Марсель. Гамбург, Бремен.
Для России такой режим стал эффективной мерой для создания новых артерий международного торгового обмена и вовлечения в орбиту государственных экономических интересов такой отдаленной территории как Дальний Восток.

Все началось 27 августа 1828 года, когда Сенатским указом о разрешении на Камчатке заграничной торговли был установлен режим порто-франко на Камчатке.  Согласно этому Указу, на 10 лет было разрешено беспошлинно ввозить на Камчатку иностранные товары (кроме чая, рома, водки и других крепких напитков), а также беспошлинно вывозить российские товары (кроме монет и ассигнаций).

1 ноября 1856 года и 4 ноября 1857 года была разрешена беспошлинная иностранная торговля в портах Приамурского края, на устьях Амура и вверх по реке.
22 декабря 1860 года режим свободной торговли иностранными товарами был распространен и на все порты Приморской области Восточной Сибири «для упрочнения поселений по Уссури, для большего обеспечения потребностей жителей Охотска и Петропавловска».
В1862 году режим порто-франко был установлен и в портах Дуэ, Косунае, Де-Кастри, Владивостоке и гаванях Св. Ольги и Новгородской, а в 1869 году был разрешен беспошлинный ввоз иностранных товаров через Аянский и другие порты Охотского моря.

В период с 1883 года по 1899 год объем грузооборота Владивостока увеличился с 47,8 тыс. т. до 333,3 тыс. т.
Современники отмечали, что во Владивостоке «всякая вообще американская вещь стоит втрое дешевле, чем в Америке».
Россия существенно утвердилась в дальневосточном регионе.
Благодаря режиму порто-франко экономика региона была создана с нуля: до этого, по сути, не было ни рынка, ни капитала, ни рабочий силы.
Проект открытого порта просуществовал до 1909 года.

В последующем, Владивосток принял абсолютно диаметральную позицию, преобразовавшись с зоны свободного порта в закрытый город с режимным посещением, что радикально изменило стратегию развития региона.

13 июля 2015г., Владимир Путин подписал закон о создании в Приморье свободного порта Владивосток

«В Федеральном законе под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в целях привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, создания и развития производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции, ускорения социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока»

Особый режим распространяется на 16 муниципалитетов Приморского края, включая столицу региона.
К территории Свободного порта Владивосток относятся все ключевые порты юга Дальнего Востока от Зарубино до Находки; аэропорт «Кневичи».
В зону действия Свободного порта входят перспективные крупные международные транспортные коридоры, такие как «Приморье-1» и «Приморье-2».

В Свободном порту Владивосток действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Резиденты Свободного порта получают ряд преференций: налоговые льготы, упрощение таможенных и визовых процедур, максимальное снижение административных барьеров.

На данных территориях устанавливаются:

— облегченный визовый режим (получение 8-дневной въездной визы непосредственно на границе);
— современный и быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли;
— меры государственной поддержки предпринимателей в целях привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, создания и развития производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной на рынках АТР продукции;

— существенное сокращение сроков проведения фискальных проверок;
— проведение внеплановых проверок только по согласованию с Управляющей компанией ТОР;
— каникулы по налогу на прибыль организаций (ставка в течение первых 5 лет не превышает 5%);
— пятилетние каникулы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу;
— льготная ставка страховых взносов для инвестиционных проектов, реализуемых в ТОРах в течение первых 10 лет в размере 7,6%, понижающий коэффициент по налогу по НДПИ и ускоренная процедура возмещения налога на добавленную стоимость;

В законе сформированы соответствующие нормы, позволяющие создать так называемую зону Freeport в Свободном порту Владивосток.
На портовом участке создан центр со свободной таможенной зоной, где можно будет хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их продажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям. Подобные центры реализованы в Люксембурге, Швейцарии и Сингапуре.

Главная задача обновленного порта — привлечь к себе максимальное количество поставщиков и инвесторов, в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Создание открытого порта Владивосток станет одним из важнейших шагов для формирования нового мирового транспортного потока из Азии через Владивосток и Мурманск в Европу.