Экономический рост и доверие к власти

Доверие к власти

Низкий уровень доверия к власти влияет не только на объем частных инвестиций, но и на перспективы развития экономики государства в целом.

Связь доверия и экономического роста всегда очевидна.
Сегодня много говорится о недостатке средств для реализации национальных проектов, и это при том, что на депозитах корпораций и граждан лежат огромные суммы в рублях и валюте.

Значит, вопрос заключается не в недостатке средств, а в дефектах системы трансформации сбережений — в инвестиции.
И именно здесь во весь рост встают институциональные проблемы, формальные и неформальные нормы, большие социальные процессы. Та самая проблема доверия.

Доверие давно уже относят к числу факторов, которые нужно учитывать при анализе эффективности системы институтов.
Стабильность отношений подразумевает наличие достаточного доверия к исполнению правил, регулирующих деятельность институтов.

За последние годы доверие населения к институциональной системе кардинально повысилось.
Достаточно вспомнить, что в начале 1990-х годов многие хранили свои сбережения (у кого они были) в стеклянных банках.
Сегодня же, даже в период экономических сложностей, люди исправно несут свои деньги в обычные банки. И, здесь, безусловно, сказалась государственная система страхования вкладов, но и рост надежности самой банковской системы стал важным фактором повышения доверия.

Однако сегодня для перехода к новому качеству экономики, к темпам роста, соответствующим целям майских указов Президента, этого уже явно недостаточно.

В чем именно россияне не доверяют властям и как это связано с экономикой?

Речь идет прежде всего о росте частных и государственных инвестиций.
В небухгалтерской экономике инвестиции — это обмен реальных денег на ожидания будущих прибылей.
Эти ожидания требуют высокого уровня доверия к системе институтов, регулирующих инвестиционный процесс.

И здесь имеется ряд проблем.
Например, результаты «чистки», проведенной Центробанком, поставили под сомнение надежность банков.
Выпавшие из шкафов скелеты — «отмывка» средств, сомнительные сделки, невозвратные кредиты, выданные фирмам собственников — выявили причины, по которым качество их инвестиций оказалось крайне невысоким.

Аналогичная, но более сложная ситуация сложилась и с инвестициями в инновации.
С одной стороны, заметен существенный рост инновационного потенциала, (увеличение числа стартапов), с другой, многочисленные институциональные проблемы, высокий уровень недоверия стартаперов к возможности реализовать свои проекты на родине ведут в результате не к росту, а к так называемому бегству проектов из страны.

Серьезной проблемой также является эффективность инвестиционного процесса.
Если вникнуть в содержание макроэкономических уравнений, то становится очевидным, что за проблемой повышения отдачи инвестиций скрывается вопрос качества при отборе инвестиционных проектов, во многом определяемыми процессами регионального и ведомственного лоббизма.

Привычная реакция властей в этом процессе сводится к расширению полномочий контролирующих органов.
Не учитываются ни реальные возможности контроля, ни компетентность контролеров, ни причины, толкающие на нарушения.

Насущная задача — повысить эффективность регулирования социально-экономической деятельности (без ее решения рост нереален) сводится к «перетягиванию каната» между силовиками, с одной стороны, и бизнесом — с другой.

Прервать эту традицию может лишь кардинальный отказ от примитивного взгляда на экономику, как на предмет бухгалтерских манипуляций.
Высокий экономический рост может быть основан лишь на повышении эффективности всей институциональной системы, регулирующей социально-экономические отношения.

Первое, что необходимо сделать для возвращения доверия граждан, — это исключить «реформы», затрагивающие базовые ценности активной части общества, которое остро реагирует на эти процессы, и прежде всего, вернуть справедливость при принятии кардинальных решений.
Это будет означать — вернуть доверие россиян.

Отказаться от назревших реформ нельзя, но необходимо делать это в высшей степени профессионально, и тогда большинство «непопулярных» преобразований можно сделать вполне приемлемыми, если не очень популярными.

Моральные нормы были и во многом продолжают оставаться основой эффективных институтов успешных экономических процессов.

Нам предстоит трудный путь и необходимо, как можно раньше, начать большую общественную дискуссию.
Доверие — огромный и пока еще слабо используемый ресурс развития и без него у страны мало шансов на успех.



Оставьте первый комментарий на "Экономический рост и доверие к власти"

Оставить комментарий