Правила игры в мега проектах

Правила игры в мега проектах

Федеральная мода на «честную бедность», воцарившаяся с кризисом в инфраструктурной отрасли, не распространилась на Дальний Восток. Если в более западных регионах стесняются заявлять дорогие транспортные проекты, а в уже утвержденных высшей заслугой топ-менеджера считается сокращение издержек, то на Дальнем Востоке то и дело появляются мегапроекты, смета которых исчисляется сотнями миллиардов рублей.

Вчера анонсировали проект международного транспортного коридора (МТК) «Самарга» — строительство железной дороги от Хабаровска до устья реки Самарга, впадающей в Татарский залив, где будет построен порт на 80 млн тонн.
Реализовывать его взялось ООО «Самарга-холдинг», контрольный пакет которого, по Картотеке.ру, принадлежит петербуржцу Александру Терентьеву (владелец Балтийской экспедиторской компании и отеля «Амбассадор»).
По оценке компании, проект позволит сократить путь грузов по Транссибу до Тихого океана на 500 км, а издержки перевозчиков — на 350 руб. на тонну.

Стоимость проекта — 400 млрд руб. Акционер «Самарга-холдинга» Александр Васильев, представлявший вчера проект, сообщил, что рассчитывает на приход крупных инвесторов из стран АТР. Компания собирается их искать через агентское соглашение с Торгово-промышленным банком Китая, а гарантией им, по расчетам акционеров, будет служить включение проекта в госпрограмму развития Дальнего Востока.

Крупный форум — всегда время анонсов, нередко авантюрных. Для негосударственного проекта искомая сумма выглядит нереальной. Но, справедливости ради, и более зрелые «коридорные» проекты на Дальнем Востоке, за которыми стоит тот или иной госорган, пока не перешли в твердую фазу. Так, Минвостокразвития продвигает МТК «Приморье-1» (Суйфэньхэ-Находка) и «Приморье-2» (Хуньчунь—Зарубино), который даже при неуточненной смете оценивается более чем в 400 млрд руб.
По данным информированных источников  в отрасли, накануне Восточного экономического форума министерство развило бешеную административную активность, пытаясь в ускоренном режиме эти проекты согласовать. При этом, возможность привлечения в некоторые участки проекта китайских денег рассматривается, но пока гарантий финансирования нет.
Одновременно Минтранс РФ уже получил согласие китайских коллег на появление в МТК «Приморье-2» экспериментальной трубы Hyperloop для доставки грузов (совместим ли этот проект с более конвенционным форматом МТК, не уточняется). Этот участок Hyperloop также ждет китайского инвестора — туда хотят привлечь фонд «Шелковый путь«.

Возможно, именно манящий запах китайских денег провоцирует «коридорную болезнь». Но пока он остается лишь запахом — даже когда речь заходит о проектах с господдержкой.

Наталья Скорлыгина

Оставьте первый комментарий на "Правила игры в мега проектах"

Оставить комментарий